Главная / Новости

ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА БЕСПИЛОТНЫМ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ

15 октября 2018 в 11:33, понедельник

Тюменской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за безопасностью полетов регулярно выявляются нарушения федеральных правил использования воздушного пространства со стороны пользователей воздушного пространства, что обусловлено, в том числе, ростом случаев использования беспилотных летательных аппаратов без соблюдения установленной процедуры, незнанием факторов опасности, связанных с их запуском, что приводит к повреждению элементов транспортной и социальной инфраструктуры, причинению вреда здоровью и имуществу граждан.

В этой связи Тюменская транспортная прокуратура полагает необходимым обратить внимание на положения воздушного законодательства, которые регламентируют порядок государственного учета и использования воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом.

Согласно определению, данному в п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации, беспилотное воздушное судно – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

В соответствии с ч. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предназначенные для выполнения полетов беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, подлежат государственной регистрации (п. 1 ч. 1 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В целях исполнения требований ч. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации Тюменским МТУ Росавиации введен Временный порядок учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов и правила их использования на территории, подконтрольной Тюменскому МТУ Росавиации, размещенный на официальном сайте управления, которым детально регламентирован порядок учета беспилотных воздушных судов, планирования и выполнения полетов беспилотным воздушным судном (далее – БВС).

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138 (далее – Правила использования воздушного пространства).

Согласно п. 52 Правил использования воздушного пространства в целях использования воздушного пространства БВС применяется только разрешительный порядок, предусматривающий представление плана полета воздушного судна.

Разрешение выдается региональным и зональными районными центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД) в зависимости от зоны воздушного пространства, которая будет использоваться при полете БВС (п.п. 99, 117 Правил использования воздушного пространства).

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с п. 49 Правил использования воздушного пространства дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Также необходимо учитывать, что приказами Минтранса России от 09.03.2016 №47 «Об установлении зон ограничения полетов» и №48 «Об установлении запретных зон» в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов. При необходимости использования таких зон владельцем БВС потребуется получение разрешения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны (п. 40 Правил использования воздушного пространства).

Самовольное использование воздушного пространства БВС, т.е. без подачи плана и разрешения на использование воздушного пространства, может привести к нежелательным событиям, таким как столкновение с другими воздушными судами и летательными аппаратами, что может повлечь причинение вреда здоровью и жизни граждан.

Напоминаем, что за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов и правил использования воздушного пространства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, ч. 5 ст. 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, установлена административная ответственность в виде административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

Статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации установлена статьей 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В частности, за использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В случае, когда такое деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 

Обращения граждан
Есть вопросы или предложения к администрации Каскаринского МО?
Опрос граждан
Как вы оцениваете работу администрации Каскаринского муниципального образования?